Творчество Ю.А.


По материалам крымских газет


Юта Арбатская, Константин Вихляев




       Мы много писали о розах в Крыму. Теперь хотим на примере газетных сообщений доказать, что в советский период розы были едва ли не главными цветущими растениями, составлявшими славу зеленого богатства Крыма. Большинство публикаций касается Ялты, но, как может убедиться читатель, розы высаживались везде - и вдоль дорог, и вдоль железнодорожной магистрали, и во дворах, и на улицах, не говоря уже о скверах и парках крымских городов и поселков. Особенно широко развернулась «розомания» после смерти Сталина и окончания компании по внедрению в Крыму цитрусовых и эвкалиптов.

       Сегодня гости наших курортных городов с ностальгией вспоминают ароматы роз, витающие повсеместно на Южном берегу Крыма. Разумеется, в одну и ту же реку не войти дважды, восстановить былую славу Крыма, как полуострова роз, невозможно. Слишком много нужно изменить в стране, чтобы это произошло. Но можно вспомнить, как это было.


001_yalta.jpg



Дворец и музей в Ореанде. Проект К. Ф. Шинкеля

Юта Арбатская, Константин Вихляев

(из книги "Сады и парки Ореанды")

       В сентябре 1837 года император Николай Павлович и императрица Александра Федоровна прибыли на Южный берег Крыма. Кортеж проследовал через Симферополь в Алупку. Как и намечалось, высочайшие особы посетили Никитский сад, Массандру, побывали в гостях у владельцев южнобережных имений. В один из дней Николай I с супругой прибыли в Ореанду, где самодержец объявил о том, что дарит Александре Федоровне это имение. С той поры оно стало именоваться «Ореандский Ея Императорского Величества Сад».



Роза как музейный экспонат. Роза 'Vltava'




Юта Арбатская




       Эта статья может служить примером рассказа о розах в ходе экскурсии по музейному парку или старинной усадьбе. Конечно, это моя личная история, но таких историй можно составить сотни, то есть ровно столько, сколько наименований роз будет находиться в парке. Итак, начнем.

       В сентябре 2013 года мне удалось побывать в розарии Главного ботанического сада в Москве. При расставании с кураторами розария сотрудник сада Владимир Праздников подарил мне для Алупкинского парка розу ‘Влтава’. Эта плетистая роза с удивительными темно-фиолетовыми цветами выведена в 1936 году чехословацким селекционером Яном Бёмом. Я ее добросовестно довезла до Крыма и высадила в парке у Шуваловского флигеля. Сам Владимир, наверное, и не подозревал, сколько ассоциаций вызвал у меня этот подарок.

vltava-1.jpg
'Vltava'


vltava-4.jpg
Влтава в Праге



       Влтава - главная река в Праге, а Прага - город, в котором с 1942 по 1948 год жила моя бабушка с маленьким сыном Ярославом, моим будущим отцом. История жизни бабушки - это целый роман. После ее смерти в 1991 году в Симферополе остались многочисленные дневники и письма, из которых я и узнала подробности ее жизни в Праге.




Константин Вихляев




       Одно время мы были увлечены темой психологии восприятия современным человеком садов и парков, особенно старинных. Было изучено множество томов специальной литературы, сделаны заметки и выписки, но статья так и не появилась. С тех пор прошло несколько лет, интерес к этой теме угас, но остались те самые заметки. Недавно мы вновь перечитали собственные записи и решили, дабы они не пропали бесследно, изложить их в том бессистемном порядке, как они и возникали.

       В списке наиболее популярных у туристов достопримечательностей Южного берега Крыма всегда были и будут парки Ливадии, Гурзуфа, Алупки, Мисхора, Никиты. Как же воспринимает зритель, живущий в XXI веке, эти романтические парки, которым по 150-180 лет? Что он чувствует, прогуливаясь по аллеям и рассматривая старинные фонтаны, лестницы, фонари, пруды и древесные композиции? Понимает ли он символику всех этих чудес, может ли в полной мере насладиться красотой замысла садовников прошлого? Даже если он и не знает тонкостей заложенных в композициях смыслов – а в большинстве случаев так оно и есть – как вообще действует на посетителя парк, изменяется ли что-нибудь в душе зрителя после того, как он его покинет?
       Эти вопросы не праздные. От их понимания зависит множество вещей сегодняшнего дня – от концепций реставрации парков до проблемы выживания бюджетных учреждений, которым эти парки принадлежат.

УДК 635.922:712.253:58
Ю.Я. Арбатская, И.В. Улановская

Никитский ботанический сад - Национальный научный центр УААН
пгт. Никита, г. Ялта, АР Крым, 98648, Украина

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ КОМПОЗИЦИИ ПРИ СОЗДАНИИ НОВЫХ ЭКСПОЗИЦИОННЫХ УЧАСТКОВ ЦВЕТОЧНЫХ КУЛЬТУР В АРБОРЕТУМЕ НИКИТСКОГО БОТАНИЧЕСКОГО САДА Ю.Я. Арбатская, И.В. Улановская. - Изложены основные эстетические и экологические принципы совмещения коллекций декоративных цветочных культур при создании новых экспозиционных участков в арборетуме НБС-ННЦ. Дана характеристика сортового состава коллекций ирисов и гемерокаллисов принятых в качестве основополагающих при создании отдельных участков. Описаны нестандартные приёмы использования в композиции некоторых сортов роз различных садовых групп.



УДК 635.925:582.711.712:631.526.2(477, 75)

Ю.Я. Арбатская

        На Южном берегу Крыма (ЮБК), с его неповторимыми природно-климатичесими условиями, сложилась уникальная форма русской усадебной культуры, разительно отличающаяся от привычного облика усадьбы средней полосы России. С начала Х1Х века, а особенно интенсивно на рубеже Х1Х-ХХ веков, в Крыму одно за другим появлялись имения знатных дворян и членов царской семьи. В их строительстве использовались почти все стили, известные в истории архитектуры того времени, зачастую соединяя в одном ансамбле несоединимое: классицизм, романтизм, символизм, альгамбру и др. Такое же смешение стилей представляли собой сады и парки, простирающиеся вдоль всего южного черноморского побережья.

Арбатская Ю.Я., ландшафтный архитектор
ВВЕДЕНИЕ

        Изучение исторических аспектов формирования композиции и современного состояния озеленения Итальянского дворика в Ливадийском дворце-музее осуществлялось научным отделом дендрологии и цветоводства НБС-ННЦ по инициативе и на основании официального обращения администрации музея.


Ю.Арбатская

        Эта история началась весной 2007 года, когда к нам в Ялту «инкогнито» прибыла главный редактор журнала «Вестник цветовода» Елена Иллеш. Приехала она с самой банальной для нашего города целью – отдохнуть, а заодно насладиться красотами южнобережных садов и парков и познакомиться с местными специалистами (журналист и в отпуске на работе). Именно тогда и состоялось и наше с ней знакомство. Вместе мы посетили наиболее интересные парки Южного берега Крыма, в числе которых был и мемориальный сад музея А.П. Чехова в Ялте.


Ю. Арбатская

      Осенью 2009 года исполняется 110 лет со дня закладки А.П.Чеховым сада на Белой даче в Ялте. По признанию самого Антона Павловича, садоводство было его любимейшим делом после литературы. Фонды музея располагают множеством документов и фотографий, подтверждающих этот факт. Сам Антон Павлович писал об этом: «Мне кажется, что я, если бы не литература, мог бы быть садовником» [1].

УДК 635.922:712.253:58
Ю.Я. Арбатская, И.В. Улановская

Никитский ботанический сад - Национальный научный центр УААН
пгт. Никита, г. Ялта, АР Крым, 98648, Украина

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ КОМПОЗИЦИИ ПРИ СОЗДАНИИ НОВЫХ ЭКСПОЗИЦИОННЫХ УЧАСТКОВ ЦВЕТОЧНЫХ КУЛЬТУР В АРБОРЕТУМЕ НИКИТСКОГО БОТАНИЧЕСКОГО САДА Ю.Я. Арбатская, И.В. Улановская. - Изложены основные эстетические и экологические принципы совмещения коллекций декоративных цветочных культур при создании новых экспозиционных участков в арборетуме НБС-ННЦ. Дана характеристика сортового состава коллекций ирисов и гемерокаллисов принятых в качестве основополагающих при создании отдельных участков. Описаны нестандартные приёмы использования в композиции некоторых сортов роз различных садовых групп.



УДК 635.925:582.711.712:631.526.2(477, 75)

Ю.Я. Арбатская

        На Южном берегу Крыма (ЮБК), с его неповторимыми природно-климатичесими условиями, сложилась уникальная форма русской усадебной культуры, разительно отличающаяся от привычного облика усадьбы средней полосы России. С начала Х1Х века, а особенно интенсивно на рубеже Х1Х-ХХ веков, в Крыму одно за другим появлялись имения знатных дворян и членов царской семьи. В их строительстве использовались почти все стили, известные в истории архитектуры того времени, зачастую соединяя в одном ансамбле несоединимое: классицизм, романтизм, символизм, альгамбру и др. Такое же смешение стилей представляли собой сады и парки, простирающиеся вдоль всего южного черноморского побережья.


Ю. Арбатская

       Все началось по велению герцога Дюка де Ришелье, основателя Одессы, потомка прославленного кардинала. В юном возрасте в поисках славы и приключений этот романтичный француз осенью 1790 года попадает в Россию, где ему предоставляется возможность под руководством Г.А. Потемкина участвовать в штурме крепости Измаил, за храбрость и преданность Екатерина П жалует ему чин полковника, а император Александр I в 1803 году предлагает должность генерал-губернатора Новороссии, в состав которой входил Крым. Именно Арман Эммануэль де Ришелье в 1808 году начал строительство первого на Южном берегу Крыма европейского особняка в Гурзуфе. Гурзуф того времени был всего лишь маленькой татарской деревушкой, насчитывавшей по свидетельству Сумарокова всего 44 двора. На этом фоне дом герцога де Ришелье на высоком цоколе с бельведером казался огромным дворцом.